Главный бухгалтер: 'Пешка' или 'Серый кардинал'

Интересно, кто принимает решения по всем бухгалтерским вопросам на вашей фирме? Наверное не ошибусь, если скажу, что все вопросы, включая и этот решает директор. А кто советует директору принять это самое решение? Никто? Тогда почему бы нам не пошевелиться и не сделать так, чтобы он принимал решения, которые выгодны в том числе и Вам – главному бухгалтеру компании, который больше всех понимает в финансах и больше всех владеет ситуацией в части того, что происходит на фирме. И совсем не обязательно, что эта ситуация касается денег, это может быть и ситуация по персоналу, и по обеспечению бесперебойной работы бухгалтерии и по взаимоотношениям с налоговой и с акционерами или учредителями. Бухгалтер по определению владеет информацией в большем объеме. Руководитель ею владеет только в той части, которую ему предоставила бухгалтерия! Вы наверное сразу же махнете рукой – наш директор никого не слушает! Нам данный вариант не подходит! Так вообще не бывает! … Не спешите – попытка не пытка! Да и поговорка – под лежачий камень вода не течет – тоже не просто так придумана… Вам же наверняка иногда надо отправить кого-то на семинар по изменениям в отчетности, подключить интернет отчетность, выписать нужную подписку, обновить программу, поставить «консультант « или «гарант» … И если вы не сможете донести это до директора, то Вы, а не директор будет париться с лишним объемом работы! И этот объем работы со временем сам по себе не уменьшится! Я это вижу почти каждый раз на проверке – уходящие на час – два позже бухгалтера уже никого не удивляют своим трудолюбием. Согласитесь – здорово было бы «продавливать свои решения»?! Сейчас я расскажу один из возможных способов такого решения! Давайте подумаем, как принимаются директором его решения. ОН видит, что есть определенная ситуация. ОН видит, что есть определенные предпосылки, что ситуация может ухудшиться. ОН отдает распоряжения что-то сделать, чтобы этого не произошло. Ничего в голову не приходит? Тогда по порядку. Можем ли мы повлиять на то, что видит наш директор – если мы даем объективную информацию, то, наверное, нет. Если мы будет давать комментарии по поводу – вот это хорошо, а вот это не очень … - в зависимости от директора можно нарваться на «я сам знаю что есть что!» или на «вы свободны …»! Видимо вывод по первому вопросу скорее нет, чем да. Если конечно вы не дружите со своими аудиторами, которые согласятся с вами и разжуют директору ситуацию с другой стороны. Второй вариант – повлиять на то, как директор видит предпосылки для возможного ухудшения ситуации. И вот здесь то, Вы вполне можете проявить свое творчество! Шаг первый Самым простым вариантом (опять же), сослаться на аудиторов – вот они сказали, что это может привести к большим штрафам и т.п. Но это как то слишком банально и не факт, что аудиторы у вас есть (быть может мы как раз и боремся за то, чтобы они у нас были). Вариантом посложнее является поиск ситуаций, в которых директор сам узнает себя (или ту ситуацию в которой он находится)! Это могут быть судебные решения по аналогичной ситуации (не в вашу пользу), это могут быть письма ИФНС по мнению о схожей ситуации, это может быть «рассказ подруги из дружественной фирме» о том чем обернулась аналогичная ситуация для них! Этот шаг нужен, чтобы запустить в мозгу директора «программу» - «у меня такого быть не должно, я же хороший директор …»! Вторым шагом является – подойти к директору с фразой типа «Вы знаете И.И. я вот тут узнала такую информацию, вы же всегда говорили, что мы должны неприятности на корню предупреждать, у нас сейчас как раз то же самое»… То есть – нужно на эту кнопку «нажать» и «программу» запустить! Третьим шагом является предоставление ему «выбора» «Что нам следует сделать: вариант а (рассказать вариант и последствия) или вариант б (рассказать вариант и последствия) или пригласить консультантов (аудиторов) чтобы они со стороны посмотрели насколько это видно? Думаю не надо объяснять, что все варианты должны нас устраивать изначально. Шаг четвертый – нужно установить «дедлайн» - или, говоря по простому ограничить время на принятие этого самого решения. Зачем нам все это нужно? Если этого не сделать, то директор (не думаю, что он в восторге от принятия решений которые ему в общем-то не особо нужны) скорее всего просто отложит данный вопрос «до понедельника …» и потом все придется начинать заново. Поэтому, придумывайте – почему это нужно сделать прямо сейчас (М.И. через неделю уходит в отпуск, с этого года расчет отпускных поменялся, а Наташа не была ни на одном обучении и наверняка ошибок наделает. А в среду как раз подходящая учеба и цена как раз снижена …) или (Нас уже … не проверяли и наверняка в … мы уже в плане проверок – надо успеть если что – ошибки исправить а на это не один месяц нужен …). В общем на что фантазии хватит! Шаг пятый который в общем-то нужно сделать в самом начале – попросить директора сделать что-то, в чем он вам точно не откажет. Это не обязательно должно быть реально значимым действием. Вы можете просто попросить ручку, чтобы подписать платежку с которой зашли, потому что свою в кабинете оставили. Бумаги на столе попросить передвинуть, потому что вам сесть негде. Окно закрыть (или открыть) потому что вам дует. Кондиционер выключить. Причем желательно таких просьб сделать две или даже три. Для чего это нужно – чтобы директор по инерции начал с вами соглашаться. Вернее он должен соглашаться с самим собой, что выполнять ваши просьбы в общем то не сложно. А сделав что-то для другого человек автоматически начинает себя оправдывать – именно так и нужно было поступить! Шаг шестой – который снова убегает в самое начало – вы должны ожидать, что он выполнит вашу просьбу. Если вы этого не сделаете (если вы будете думать – а… нет так нет) вы и получите нет! Вы должны верить, что это действительно нужно, что это «спасет фирму»! Шаг седьмой – процесс принятия решения для директора должен быть максимально простым! Буквально – от Вас только требуется вот здесь подпись поставить, все остальное мы уже урегулировали … Если ему потребуется больше, чем один шаг – ваше решение потеряет шансы на реализацию сразу же не на проценты, а в разы! Шаг восьмой и последний – сообщите ему, что попутно, вы получите от этого решения еще «эндцать» различных бонусов (плюсов)! Например – у вас проблемы с кадрами, а дополнительное обучение дает лишние привязки работника… у вас потребность в «аудиторском заключении» для получении кредита, а в качестве бонуса вы получите полный детальный анализ системы налогообложения на предприятии… у вас проблемы с хищениями, вместе с заключением консультантов, вы получите их представительство в суде … Ну а теперь, в качестве бонуса – ведь вы же дочитали все до конца… вот ссылка, по которой вы можете получить целый набор ситуаций (требуемых для первого шага, без которого ничего не выйдет) абсолютно бесплатно! http://ubedi.kvitov.ru Удачи вам в ваших решениях! Желаю Вам побыстрее превратиться в «Серого Кардинала» и воплощать все решения, которые именно Вы сочтете необходимыми!

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Когда мошенник - не директор

До недавнего времени мне доводилось анализировать хищения только материально ответственными лицами и кассирами, при ослабленном контроле со стороны руководства. Однако за последний год я стал свидетелем, вернее даже экспертом по двум делам, которые расширили мою веру в то, что профессия бухгалтера «творческая». В первом случае главный бухгалтер имея на руках электронно-цифровую подпись отправлял платежи правильным контрагентам с ошибками в платежных поручениях добиваясь возврата от них сумм, как невыясненных платежей из банка. А дальше отправлял эти платежи в «свои» фирмы. Руководство думало, что заплатили кому надо, а бухгалтер подделывал выписки и не разубеждал директора, что платеж кому надо ушел; Во втором случае все было еще интересней: Бухгалтер материального стола сумела получить наличные деньги более чем за 200 тонн дизельного топлива … С удовольствием расскажу о том, как это было сделано ... (посадить ее так и не смогли) Я просто восхищался, как знание технологического процесса и слабостей внутреннего контроля позволило проворачивать такой трюк более двух лет подряд – ежемесячно! Конечно же, если бы в инвентаризации участвовали независимые аудиторы, фирме бы не пришлось восстанавливать свои интересы через суд! http://trening.kvitov.ru

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Помощь пришла - откуда не ждали ...

Года три назад, когда я был на проверке на достаточно крупном предприятии, получилось так, что доступ к программе 1С можно было получить только в общей локальной сети компании. Данный факт нисколько не противоречил моим пожеланиям и поэтому я старался по максимуму использовать данную возможность. Количество документов, создаваемых на предприятии было большое и соответственно выборка документов получилась приличная. Компьютерная сеть на предприятии была не супер современной и каждый раз открывая новый документ я проводил некоторое время в ожидании. Поговорив с бухгалтерами я удостоверился, что это не единичный случай перегрузки сети, а обыденное явление. И тут, мне в голову пришла идея – я засек время на ожидание открытия каждого из тридцати следующих документов, умножил на общее количество документов, созданных на предприятии за проверяемый период и получил – общее время которое тратит вся бухгалтерия на тупое ожидание перед компьютером. Результат удивил даже меня. Каждый месяц бухгалтерия составляла более 1000 документов. Открытие документа сопровождалось одной а то и двумя минутами ожидания в зависимости от количества записей в нем. Получается, что каждый месяц 2 – 4 рабочих дня было проведено бесполезно! В год эта цифра составляла 24 – 48 рабочих дней!!! На подведении итогов проверки я донес эти цифры до руководства предприятия. И каков же итог? А итог такой – бухгалтерия предприятия до сих пор благодарно нам за обновление своей компьютерной техники и создание новой, более быстрой локальной сети! Если вы новичок в аудите -> http://metodika.kvitov.ru

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08